Регистрация микрофинансовой организации (МФО)
Микрофинансовой организацией называются компании, выдающие населению кредиты в небольших размерах — до 1 миллиона рублей. Работу предприятий регулирует № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Они не относятся к банковским организациям, но выдают займы и могут привлекать инвестиции. Основными клиентами фирм являются люди, которым не удается получить кредит в банке. Это безработные, студенты, пенсионеры, люди с плохой кредитной историей или низким уровнем дохода. Иногда заемщиками бывают и обеспеченные люди, которым потребовалась определенная сумма на короткий срок. Брать кредиты в таких компаниях удобно только на короткий срок, так как проценты начисляются ежедневно.
Требования к МФО
В нашей стране фирмы, выдающие микрозаймы, имеют нехорошую репутацию. Часто они ассоциируются с высокими процентными ставками, коллекторами, мошенническими договорами. Но государство активно контролирует эту область бизнеса, а законодательство в области микрофинансирования изменяется каждый год. Например, законом № 230-ФЗ от 03.07.2016г. устанавливаются ограничения в отношении процентной ставки по микрокредитам.
- Когда срок возврата кредита составляет не больше одного года, то пеня перестает начисляться по достижении трехкратного размера от полученного займа. Если заемщиком было получено в долг 15 тысяч рублей, то при задержке выплат с него нельзя потребовать сумму более 60 тысяч рублей. Это правило распространяется на договоры займа, у которых еще не истек срок действия.
- Если выплата кредита просрочена, то проценты по нему не могут быть более его двукратного размера. Если должник не выплатил вовремя займ размером 15 тысяч рублей, вернуть он должен не более 45 тысяч рублей.
Но, несмотря на такие ограничения и риск не получить обратно долги, клиентами компании «Юрист-Регистратор» часто требуется регистрация микрофинансовой организации.
Перед тем как зарегистрировать микрофинансовую организацию нужно разобраться, каких видов они бывают. Фирмы имеют два вида — это микрокредитная компания (МКК) и микрофинансовая компания (МФК).
Согласно № 271-ФЗ от 02.08.2019г. уставной капитал микрокредитной компании с июля 2020 года должен составлять не менее 1 миллиона рублей, с июля 2021 года — не менее двух миллионов рублей. Подобный рост минимального размера собственных средств компании будет происходить до 2024 года. Начиная с июля 2024 года уставной капитал МКК должен составлять не менее 5 миллионов рублей.
Такие фирмы вправе привлекать в оборот только денежные средства от своих учредителей, которые являются физическими лицами. При этом размер этих средств не ограничен.
Уставной капитал микрофинансовой компании не может быть меньше 70 миллионов рублей. Об этом говорит положение № 407-ФЗ от 2015 года. До вступления в силу этого закона к размеру уставного капитала МФК не было предъявлено никаких требований. Руководству таких организаций было предоставлено время, чтобы решить, к какому виду отнести свою фирму, и нарастить собственные средства до необходимого размера.
МФК могут привлекать деньги от физических лиц, которые не входят в состав учредителей. Но сумма не может быть меньше 1,5 миллионов рублей.
Законом, который регулирует деятельность микрофинансовых организаций, установлено, что все сделки, размер которых выше 10% от собственных средств, должны быть согласованы со всеми участниками. Поэтому для одобрения и заключения всех сделок, сумма которых больше, чем десятая часть уставного капитала, необходимо собирать совещание.
В названии обеих форм МФО должен быть указан их вид и организационно-правовая форма.
Стоимость и сроки регистрации МФО под ключ
Регистрация МФО под ключ через компанию «Юрист-Регистратор» стоит до 58 тысяч рублей. Комплект услуг зависит от выбранного тарифа.
Согласно условиям тарифа «Эконом» эксперты-регистраторы дадут вам консультацию, подготовят пакет документов, зарегистрируют фирму в государственных учреждениях и присвоят коды статистики. Зарегистрировать МФО в рамках этого тарифа стоит всего 5000 рублей.
Открыть МФО под ключ стоит от 25 до 58 тысяч рублей. Помимо перечисленных выше услуг регистраторы оформят юридический адрес, изготовят печать предприятия, оплатят госпошлину, получат и доставят документы заказчику. По согласованию с клиентом проводится эмиссия ценных бумаг, и МФО вносится в реестр Центрального Банка. В стоимость входят также услуги нотариуса.
Сроки регистрации компании зависят от выбранного способа создания МФО. Открыть МФО под ключ можно путем создания нового юридического лица или с использованием уже созданной ранее организации.
Рассмотрение поданных документов на регистрацию предприятия длится в среднем две недели, в некоторых случаях он может быть увеличен до 18 дней. Таким образом, срок открытия МФО на базе уже существующей организации занимает от двух до трех недель. Если фирму приходится регистрировать с нуля, то срок открытия может затянуться на один месяц.
Документы для регистрации МФО
Зарегистрировать микрофинансовую организацию могут только юридические лица, для индивидуальных предпринимателей такой вид деятельности недоступен.
Если компания регистрируется в форме общества с ограниченной ответственностью, в налоговую службу необходимо предоставить стандартный набор документов.
- Учредительные документы предприятия — Устав организации в двух экземплярах, протокол собрания собственников компании или решение единственного участника ООО. В Уставе должен быть указан размер собственных средств, уставного капитала, в соответствии с размерами, которые установлены для видов кредитных организаций (МФК или МКК).
- Заявление на регистрацию компании в унифицированной форме Р11001. В заявлении должно быть указано фирменное название организации, указывающее на его вид и организационно-правовую форму.
- Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины в размере 4 тысяч рублей.
- Документ, подтверждающий наличие юридического адреса. Это свидетельство о праве собственности, договор аренды или гарантийное письмо о собственника помещения. Определенных требований к помещению и его оформлению законом не предусмотрено. Но, учитывая тот факт, что там будут храниться деньги, объект должен охраняться.
Уставы юридического лица и микрокредитной организации имеют отличия, поэтому несоблюдение требований к его оформлению может стать причиной отказа в регистрации в Центробанке. Формировать документ нужно на основе положений № 151-ФЗ. Устав должен содержать:
- полный список видов проводимых работ;
- пункт, согласно которому все сделки на сумму более 10% от собственных средств одобряются на общем собрании учредителей;
- орган, который несет ответственность за разработку правил МФО;
- доступ к данным о лицах, руководящих работой компании.
К видам деятельности фирмы можно отнести несколько позиций: оформление займов юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, посредничество в финансовых делах, предоставление консультаций в области финансов, вспомогательные работы в сфере страхования, обработка информации.
Федеральным законом № 271 от 2019 года был скорректирован список необходимых для регистрации микрофинансовой организации документов. Перестала требоваться справка об отсутствии судимостей у учредителей. Но добавились такие сведения, как расчет собственных средств и документация, которая подтверждает их наличие.
МФО работают на общей системе налогообложения, поэтому заявление о выборе упрощенной системы подавать не нужно.
Этапы регистрации МФО
Регистрация МКК и МФК состоит из пяти основных этапов.
Ознакомление с требования Центробанка к микрофинансовым организациям, выбор вида МФО.
Выбор организационно-правовой формы для будущей фирмы.
Уточнение требований к обустройству помещения, выбор юридического адреса в соответствии с требованиями безопасности.
Регистрация компании в налоговой службе.
Оплата наших услуг
Внесение МФО в реестр Центробанка.
Если регистрацией фирмы занимается доверенное лицо, то необходимо подготовить нотариально заверенную доверенность.
Для внесения компании в реестр Центробанка нужно оплатить пошлину. Сделать это нужно путем перевода денег с расчетного счета фирмы. Поэтому сразу после регистрации компании в налоговой службе необходимо открыть банковский счет. Перед этим следует выбрать банк и подготовить документы. Как правило, требуется копия Устава, выписка из реестра юридических лиц и приказ о назначении на должность руководителя. Заверить документы можно в банке или у нотариуса.
При заключении договора с банком руководитель фирмы оформляет карточку, где указываются образцы подписи и печати организации. Поэтому нужно заранее изготовить печать.
Внесение МФО в реестр
После получения документов от налоговой службы регистрация МФО не считается законченной, пока это обычное юридическое лицо. На основании № 151-ФЗ правами и обязанностями в области финансов фирма наделяется только после внесения данных о ней в реестр Центрального Банка.
Чтобы зарегистрировать МФО в Центробанке необходимо предоставить следующие документы:
- заявление с просьбой внести сведения о компании в реестр микрофинансовых организаций;
- копии учредительных документов — Устав и решение об учреждении фирмы;
- копия приказа, назначающего физическое лицо на должность генерального директора;
- информация о юридическом адресе;
- данные об участниках;
- квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины;
- правила внутреннего контроля.
После подачи документов Центробанк сам проверяет через органы ФНС внесена ли компании в единый реестр юридических лиц. Срок рассмотрения документов может достигать одного месяца. После того, как фирма будет внесена в реестр Центробанка, она может приступать к работе.
Компания «Юрист-Регистратор» зарегистрирует микрофинансовую организацию под ключ. Регистраторы подготовят документы, передадут их в регистрирующий орган, а после регистрации внесут фирму в реестр Центробанка. Стоимость и детали работы вы можете узнать, заказав обратный звонок на нашем сайте. Клиентам мы гарантируем быстро и качественно выполненную работу, доступные цены, комплексное обслуживание.